Интервью с Денни Лейном. С моим рок-кумиром беседует журналист из City''s TONE

Случилось так, что Денни был измотан бесчисленными интервью, которые ему пришлось дать в ходе своих встреч с рок-журналистами. Однако ж мне не потребовалось слишком большого труда для того, чтобы наша с ним беседа смогла достаточно быстро уложиться в уютно неторопливое русло, тем более что нам удалось все то, на что мы изначально рассчитывали, - приоткрыть завесу над прошлым с помощью его, Денни Лейна, воспоминаний, а также используя для этого множество историй, связанных с его друзьями и знакомыми, с которыми ему пришлось работать вместе в течение всей своей музыкальной карьеры. Естественно, мы не смогли удержаться от того, чтобы первым делом спросить его о самых первых воспоминаниях, связанных с его встречами с группой Beatles…


Denny Laine: Мы все оказались в Лондоне в одно и то же время. Большинство групп 60х тогда в массовом порядке подались в Лондон, т.к. именно здесь находились все эти офисы, звукозаписывающие студии – короче, - тут была исходная точка для всех, кто был связан с музыкой. Конечно, потом всё изменилось – люди стали останавливаться в Бирмингеме или Ливерпуле, или типа того. Оказавшись в Лондоне мы ходили в разные клубы - The Scotch, The St. James, ходили и в другие клубы, где культивировалась совсем другая музыка...напр., танцевальная; мы посещали клубы в деловой части города, где обычно собирались люди из шоу-бизнеса, музыканты и тому подобное. В результате музыканты из разных групп стали посещать эти места. Насколько я помню… в один из вечеров мы были в клубе Ad Lib, а еще раньше двое ребят из нашей группы - Moody Blues – уже встречались с ними, т.е. с битлами, раньше - в Германии, ну, а я… на самом деле сталкивался с ними в Бирмингеме. Мы оказались вместе на одном концерте… но как бы там ни было, мы все бурно общались – все были озабочены проблемой: что предпочесть из выпивки, и, кажется, это был Леннон, тут он говорит: «Нам уже осточертело и то и это – давайте попробуем что-нибудь особенное». «Как насчет Скоча с Колой?» Вот так было изобретено это сочетание Скоча и Колы… и по сей день, думаю, Маккартни пьет Скоч с Колой.
После ухода из Moody Blues я тусовался самостоятельно в течение примерно года, вот однажды мне звонит он (Маккартни)… и понеслось – он стал свидетелем моего проекта, которым я тогда был занят. Это было нечто среднее между рок-группой и струнным квартетом. Отчасти это звучало как ELO, но правда заключается в том, что ELO стали делать это после того, как это сделал я. А барабанщик из ELO, Бэв Беван, прежде был в составе моей группы.


ELO в каком-то смысле взяли за основу мою стилистику, хотя сами они этого никогда не признавали, но это правда, т.к. с некоторыми парнями из этой команды я элементарно поделился своими идеями в музыке. Я кроме того показывал свою задумку в театре Брайна Эпштайна в период приезда к нам на гастроли Джими Хендрикса, ну, и конечно все там были – и Битлз, и Стоунз, это было эдаким большим сходом музыкальной бoгемы.

TONE: (Спенсер Дейвис сидит там за столиком, что-то ест, пока мы общаемся с Денни.) Спенсер, Вы там тоже были?
Spencer Davis: В Театре Saville? Да, я там был.
Denny Laine: Ты был там?
Spencer Davis: Я был с Бэвом и Грэмом Нэшем.
Denny Laine: С ребятами из группы струнных?
Spencer Davis: О, нет – то была не твоя группа струнных, ее я там не обнаружил. Я перепутал – я думал, что речь идет о том вечере, когда все собрались по поводу Хендрикса. Это был другой вечер. Ты был на гастролях с Хендриксом?
Denny Laine: Я был там в период его второй поездки – первую я пропустил.
Spencer Davis: Я знал, что этим занимался, ибо тогда мы там встретили Хендрикса, и все тогда, увидев его, оживились…[Спенсер не закончил своей фразы].
Denny Laine: Я посетил второй концерт. Он там играл два вечера, предполагалось, что я буду в первый день, но я передумал. Короче, Маккартни увидел меня именно тогда, когда я выступал со своей струнной группой. Не знаю, может он просто обратил на меня внимание, т.к. я тогда вел себя отчасти вызывающе…
TONE: В тот вечер, когда вы все были там, вы часом не почувствовали силу коллективного действа, силу умноженного таланта? Я имею в виду тот факт…, что вы могли увидеть список участников концерта, который сам по себе олицетворял мощь и силу музыки. Вы тогда это сознавали?
Denny Laine: Нет, мы были такими же представителями молодых групп, как это происходит и в наши дни и каких немало и сейчас. Тогда это были обычные концерты людей, которые еще не достигли статуса больших звезд. Этот статус создается не музыкантами, а людьми, которые о них много говорят. Все было совсем иначе – мы были людьми, которые ближе узнавали друг друга и, прежде всего, - с точки зрения музыки. Я хочу сказать, что мы были тогда в каком-то смысле зеленой порослью в музыкальной индустрии, и у нас не было желания завязываться с людьми из верхних эшелонов шоубизнеса. Но нам все равно приходилось это делать – контактировать с менеджерами, издателями, владельцами студий звукозаписи, и все это было несколько омерзительно.
По этой причине музыканты из рок-групп предпочитали встречаться друг с другом в клубах, и знаете, это им было нужно для того, чтобы справиться с тяготами давившей на них конъюнктуры, потому что фирмы звукозаписи навязывали нам свои правила, диктовали нам, что и как делать, а реакция музыкантов, как правило, была такая: «Я этого делать не буду!»…
TONE: Вас заставляли настойчиво проталкивать вашу музыку в условиях музыкального рынка?
Denny Laine:. В любом случае это все выглядело довольно омерзительно – это все, что я могу по этому поводу сказать. Хотя, конечно, нам были нужны контракты с музыкальными фирмами, и все тогдашние группы с трудом справлялись с этим в то время. Мы были слишком приучены делать основной упор на живых концертных выступлениях, а это уже предполагало совершенно иной менталитет.
TONE: С какого момента деловая сторона этого дела стала менее проблематичной?
Denny Laine: Видите ли, случилось следующее: крупные лейблы типа оказывали поддержку «своим» людям, расцвел протекционизм, а нам, понятное дело, это не очень нравилось. Мы решили ответить на это созданием своих собственных компаний, да, мы основали свои личные небольшие структуры, обзавелись личными секретарями. Денни Конделл был великим продюсером (тогда он только начинал, это сейчас только его признали…), он работал с Кокером и Дэвидом Боуи. Начинал он с того, что был обычным конторщиком, сидел в офисе и накапливал в отдельной папке вырезки из музыкальных газет. Мы с ним отлично ладили, т.к. он был моим приятелем. 0н и оказался тем человеком, кому мы доверили запись нашего первого альбома. Мы всему учились вместе. То была ситуация, которая мне напоминает сегодняшний интернет, т.е. Дикий Запад, джунгли, понимаете? Это были совсем непривычные для нас условия, и никто не понимал толком, что на самом деле происходит. Все было в новинку, на нас давили всевозможные юридические ограничения и вся эта ерунда, и в конце концов люди типа меня оказались в напряге. Просто тогда никто не врубался, что реально творится в мире шоубизнеса. Вы, наверное, видели передачу Behind the Music, (на британском канале -VH1-)? Вы заметили, что у каждого, кто тогда варился в музыке, была своя, личная версия происходящего? Во всяком случае, ясно было одно – либо тебя обворовывают, обдирают до нитки, либо тебе вообще заказан путь в музыку.
TONE: Иными словами, между Вами и Маккартни все же был конфликт на этой почве?
Spencer Davis: (Разражается громким смехом и включается в разговор) OOOХ ХO ХO... Над кабинкой с «ответом» загорается яркая красная лампочка!
TONE: Я просто поджидал подходящего момента, чтобы это спросить.
Spencer Davis: Всё – я молчу.
Denny Laine: На самом деле, вовсе даже нет, потому что мой главный конфликт происходил по поводу состава группы Moody Blues, но я ушел от них по другой причине. Знаете, все началось с того, что в какой-то момент мы осознали, что нас просто-напросто ограбили, обобрали до нитки. Даже с группой Beatles такого размаха ограбления не было, как это имело место в нашем случае. Вообще, после того случае мне претит вспоминать подробности этой истории, т.е. не хочется касаться политики. Просто в те славные времена были приняты новые законы, которые явились логическим завершением всей этой неразберихи. А нам тогда выпала роль пионеров-первопроходцев в этом деле. С выходом в свет новых законов у нас появилась возможность попытаться вернуть себе деньги через суд и все такое. Много там было всего намешано, но мы совершили большую ошибку – мы доверили дело «не своим» людям. Напр., Дик Джеймс из компании «Декка» взял и потерял одну из моих мастер-записей. Это была песня, продолжавшая мою вещь ''Say You Don''t Mind'', которая, в свою очередь, была первой моей самостоятельной сольной вещью, которая даже успела стать региональным хитом в Англии. Но тут парень из группы Zombies, помните такую группу - Zombies?
Spencer Davis (напевает): Say You Don''t Mind... (т.е. признает тот факт, что, да, была такая песня, исполненная артистом по имени Colin Blunstone).
Denny Laine: Так вот, этот Колин Бланстоун поимел хит при помощи моей песни, причем речь идет о громком хите – сам этот факт в каком-то смысле расчистил мне персональную дорогу в системе британского музыкального рынка. Однако ж когда я притащил на «Декку» свой второй мастер, чтобы обсудить с ними возможности сотрудничества, я просто шмякнул перед ними свой новый опус, объявив им, что это мое «новое ойляля»…Они это дело прослушали и сказали: «Окэй!», после чего… они ее потеряли. Получилось так, не спрашивайте меня как, что этот мастер залетел в архивы, и это послужило формальным основанием для моей с ними вражды. Обе стороны делали все, чтобы удержать инициативу в своих руках.
TONE: В каком году Вы покинули Moody Blues?
Denny Laine: Хороший вопрос. С группой Wings я пробыл десять лет – с 70го по 80й, поэтому из МБ я ушел где-то в году 68м или 67м, ну, или что-то типа этого. Я принимал участие в их первом альбоме и написал тучу песен для них на правах соавтора.
TONE: Хочу задать вопрос, который относится к еще более раннему периоду: из каких Вы будете мест?
Denny Laine: Из Бирмингема.
TONE: Кто были Ваши первые кумиры? Ведь Вы как-то ссылались на свою коллекцию, в которой были все великие исполнители прошлого…
Denny Laine: Кто бы это мог быть, Спенсер?
TONE: Да, расскажите об этом.
Denny Laine: Дело в том, что в то время существовала радиостанция Radio Luxembourg, она-то и была источником всей американской музыки, которую передавали для военнослужащих США, стационированных в Европе. Вы это имели в виду?
Denny Laine: Эти войска были разбросаны тут и там по всей Германии. Это была единственная радиостанция, которую слушали музыканты. Впоследствии все команды в Ливерпуле, Лондоне только и делали, что слушали эти хиты и пытались их копировать.
TONE: Сколько Вам было лет, когда Вы впервые вышли на сцену?
Denny Laine: Мне было что-то около одиннадцати, я ходил в школу, музыкальную, вернее, это был танцевальный класс… Я, правда, не учился танцевать, мы занимались пантомимой, это была типа школа сценического мастерства. И вот там я занимался заполнением пауз, выходил на сцену вычурно одетым.
TONE: Так кто же были Вашими кумирами?
Denny Laine: Я увлекался ранним джазом: Django Reinhardt, Stefane Grappelli, немного свингом, просто джазом. Вернее, это был джаз вперемежку с блюзом.
TONE: Так вот почему Вы стремились подмешивать инструменты классического оркестра к рок-энд-роллу?
Denny Laine: Очень может быть. Мне всегда нравились folk, skiffle, т.е. ранние стили, равно как и старый блюз. Да, ну и конечно - Buddy Holly, в какой-то мере и Элвис – все дело было в той музыке, какую они делали. Все это было музыкой нашего поколения. Мы не особо уважали поп-музыку.
TONE: Каково это играть с такими парнями первой величины в музыке (имеются в виду World Classic Rockers)?
Denny Laine: С ними было приятно иметь дело, т.к. в музыке они занимались тем же, чем и мы. С ними мы исполняли ту самую музыку, которую сами играли. Ну, я исполнил в рамках этого проекта пару песен Маккартни, потому что я сам был замешан в их создании. Однако этим не исчерпывается то, чем я в принципе занимаюсь в музыке, т.е. я хочу сказать, что не собираюсь только этим заниматься в своей жизни.
TONE: А ведь в вашу программу вы включили песню "Go Now"…
Denny Laine: Это был первый успешный хит группы Moody Blues, который поднялся до первой строчки хит-парада. Ну, и в этом, вроде как, есть и моя степень ответственности за то, что это случилось.
TONE: Кто автор песни?
Denny Laine: Я слямзил саму идею ее названия у команды American DJs. У них это была такая очень медленная вещица, тяготеющая к фортепьянному блюзу. Обычная такая вещь, каких немало, когда играешь в такого рода группе.

О группе MOODY BLUES
TONE: Почему Вы оставили группу Moody Blues?
Denny Laine: Я жаждал движения вперед. Мне, типа, скучно было всё это. Я порывался записывать новый альбом, а им это не особо было нужно. Они всецело ушли в гастролирование, а я стремился записываться и всё такое, потому что я почувствовал, что пришло время записывать новый альбом, т.к. нам он был просто необходим.
TONE: И как долго Вы работали с этой группой?
Denny Laine: Три года. У них были грандиозные планы, а мне это было неинтересно, я просто числился в группе. Дело в том, что с одним из участников коллектива мы вместе снимали квартиру. Я им не мешал заниматься всем этим, а просто стал заниматься своим личным проектом, используя при этом систему менеджмента группы Moody Blues. Короче, кончилось тем, что Тони Кларк из компании «Decca» поставил перед ними ультиматум – либо вы делаете новый альбом, либо вас выкидывают на помойку. Иными слова, я оказался прав – просто я им сказал это шестью месяцами раньше. Ну, они сделали этот новый альбом, и он оказался потрясающим.
TONE: Вы не жалели о том, что ушли тогда?
Denny Laine: Нисколько, ибо к тому времени я уже вовсю делал свое дело; делал именно то, что мне хотелось делать. Впоследствии как раз это обстоятельство привело меня к Маккартни.
TONE: Вы по-прежнему продолжаете писать музыку?
Denny Laine: Да, я все еще пишу. Последний мой альбом вышел года четыре тому назад. И то, потому что я делал его три года – я был занят делами блюз-клуба, который я сам решил открыть: там имеется студия звукозаписи, продюсерская фирма, но опять же – все это стало слишком походить на то, что обычно называют бизнесом. Я просто помог начать это дело, организовать, я использовал для этого свое имя, если хотите.
TONE: И как называется Ваш альбом?
Denny Laine: Альбом называется The Rhythm Station, a выпускающая record-компания носит название Ribble Records. Страсти по поводу этого альбом все еще не улеглись, но я уже к нему не возвращался – для меня это было слишком, потому что он мне самому не понравился…
TONE: Можете рассказать какие-нибудь яркие истории из Вашей гастрольной жизни и т.д.?
Denny Laine: Ребята из Moody В. арендовали общий дом, и мы частенько закатывали там вечеринки… Дом был обнесен забором, а человек по имени Брайн Эпштайн приезжал туда на своем Bentley. В одно прекрасное утро после одной такой вечеринки мы выглянули в окно и увидели, что Bentley Брайна воздет на забор (Денни изображает руками угол в 45 градусов). Мы пошли посмотреть, в чем дело, а сам Брайн… оказался сидящим внутри и мирно спал.
TONE: Значит, в этот приходили многие известные люди?
Denny Laine: О, да! Мы обычно брали огромную пластиковую емкость для мусора и делали в ней пунш, выливая туда всё, что можно – любое спиртное, какое могли найти в доме, - обычно это было стандартное магазинное пойло, а затем заливали туда соки и сверху клали фрукты. По всеобщему признанию, это был классный пунш. Накушавшись этого пунша мы выходили во дворик и стреляли из луков по кустам вокруг дома. Случилось так, что однажды во время гастролей группы Moody Blues нас ограбили: мы приходим домой и обнаруживаем, что кто-то просто вынес всё – помещение было абсолютно пустым. Исключение составляла флейта, висящая на стене. Но лучше бы они ее тоже унесли с собой, ибо Ray Thomas как раз учился играть на ней. Долгое время ходила устойчивая шутка, что именно Рэй был самым везучим человеком в шоубизнесе. Ведь наверняка Вы слышали эту присказку! – «Кто самый везучий человек в мире? Это флейтист из группы Moody Blues». Изначально он планировался на роль главного вокалиста, но получилось так, что стал играть на флейте и бубне. При этом он был самым высокооплачиваемым исполнителем на бубне во всем мире. Именно эта неукраденная флейта затем была использована для небезызвестного финального соло в песне ''Nights in White Satin''.
TONE: На саундчеках он попросту выходил на сцену и ударял в тамбурин, спрашивая при этом: «Ну как?»
Denny Laine: Именно так и было, он очень гордился этим между прочим. Если же кто-то начинал его подкалывать на эту тему, что, дескать, он самый богатый исполнитель на бубне, он обычно охотно соглашался с этим.
TONE: Случались какие-нибудь истории с Маккартни?
Denny Laine: Его имение окружал забор, каменный, и нередко он и я пытались пройти по периметру этого забора по верху. А еще у меня был приятель, который был пилотом, и однажды мы зашугали Маккартни в его имении с помощью этого моего знакомого, совершая опасные низкие налеты на их дом. Из дома вышла Линда, чтобы всё это сфотографировать. Мы пытались опуститься еще ниже, пока, наконец, нам не удалось пролететь под линией электропередачи.
TONE: А как проходили гастроли?
Denny Laine: Вы же знаете про Японию?
TONE: Пола повязали с дурью, и он провел некоторое время в тюряге.
Denny Laine: Да, у него нашли увесистый пакетик травы сразу на выходе из аэропорта. Мы прилетели на гастроли, а через это дело их пришлось отменить.
TONE: Сколько городов предполагалось посетить?
Denny Laine: Около десяти. Все крупнейшие города. Это было ужасно на самом деле, т.к. все мы в одночасье оказались без работы. Он хотел записывать новый альбом, а мне этого делать не хотелось. Мне просто было скучно. Отчасти я был разочарован, но, тем не менее, я был готов продолжить это дело. Опять же стали возникать проблемы с получением виз и всё такое.
TONE: Вы проживаете в США?
Denny Laine: Я не являюсь гражданином штатов, а продляю свою визу каждые три года.
TONE: А что будет дальше? Собираются ли Великие Рокеры Планеты что-то делать в будущем?
Denny Laine: Мне бы хотелось сделать со своими коллегами альбом старых вещей.
TONE: Ведутся ли разговоры на эту тему? Ведь это было бы просто потрясающе! С таким набором талантов в Вашей команде это получилось бы в высшей степени интересно.
Denny Laine: О, да, мне бы хотелось сделать это, но за этим всем кто-то должен стоять. Это не будет сделано за наш или мой счет, нужен спонсор. К тому же это будет абсолютно другой подход, будет потрачено больше времени и т.п.
TONE: Ну, ваша коллективная энергия – это уже совсем нечто удивительное и особенное. Тем более, если вы подключите к этому то, что Спенсер называет…. «все ваши эго» (помните, как поется в его песне: «…оба наших эго, либо я пошел»?).
Denny Laine: О, это одна из очень старых песен Спенсера. Да, это должна получится совсем необычная запись. Она позволит нам всем записать нечто совершенно особенное, - то, что умеем только мы; так что должно получится нечто стоящее.

Перевод Валлериуса Саркисяна-Виноградова.

Published in city''s TONE " Volume 1 " Issue 1 " January 2001


E-mail: vallerius@yahoo.com



Сайт создан в системе uCoz