Интервью с Лесли Вестом из группы Mountain (специальный корреспондент Shawn Perry, перевод Валлериуса).  

На протяжении ряда лет группа Mountain, что из города Нью-Йорка, вписала несколько очень пикантных и сугубо хард-роковых страниц в историю рокмузыки 70х. По своей рецептуре стилевой и музыкальный замес этой группы был весьма уникален: Феликс Паппаларди, пламенный и страстный продюсер, поднявшийся на волне своего участия в группе Cream, как-то вдруг оказался в роли бас-гитариста, бок о бок с задорным крепышом и жизнерадостным мучителем гитары Лесли Вестом. Совместно с тугим по силе удара барабанщиком Корки Лэнгом это трио выступило в роли создателя очень громкого и стильного направления хард-рока, которое по своим очертаниям и металлическому оттенку смахивало…ну, да, - на «гору».

Mountain приступили к приведению в трепет толп людей в Вудстоке, пока не выпустили свой дебютный альбом в 1970 под названием Climbing! («Карабкание»). Альбом быстро стал золотым – в немалой степени благодаря непоколебимой силе андерграундного хита в виде песни "Mississippi Queen." Вторым шагом группы Mountain в мире фонотечных приключений было издание творения под названием Nantucket Sleighride в 1971м году. Эта очень амбициозная работа группы принесла ей еще большую славу. Было такое ощущение, что группа Mountain, представлявшаяся к тому времени как утяжеленное рок-трио, но, по сути, являвшееся квартетом, где уже практически постоянно играл органист Стив Найт, собирались покорить весь мир. И вот, как это всегда и случается, источник творческого вдохновения стал иссякать. Они продолжали записывать альбомы в студиях, но это уже были неяркие альбомы, на которых Паппаларди то записывался, то нет…, но группа Mountain так и не смогла вскарабкаться на те вершины, которые смогла так легко покорить своими первыми двумя альбомами.

Лишь тридцатью годами спустя звукозаписывающая компания Columbia/Legacy (филиал фирмы Sony) переиздала два первых альбома группы Mountain, дополнив их ретроспективным сборником The Best Of Mountain. Все три диска содержат бонус-трэки, пояснительный текст от Веста и Лэнга. Естественно, дело не обошлось без легкого ремастеринга звука, чтобы поднять его слегка до уровня требований 21 века. Мне предоставилась возможность покопаться в этих альбомах в компании мистера Веста. Он делился воспоминаниями по поводу ряда этих песен, о том, как и при каких обстоятельствах они записывались. Он высказывал свои мысли о том, какое место он и его группа занимают в истории передового отряда среди пионеров тяжелого рока. Я начал с того, что спросил этого удивительного гитариста, не считает ли он, что группа Mountain стояла на пороге чего-то неординарного в тот период своей бытности, когда записывался альбом Climbing! «Думаю, да, так оно и было, - сказал Вест. – Эта музыка была очень свежа по духу. Я прекрасно помню эти песни в процессе того, как я работал над созданием этого альбома. Он вызревал несколько лет, и я подумал: вот настанет день, и я запишу эти песни в виде настоящего альбома.

Конечно же, альбом Climbing! Прежде поражает своим первым трэком в виде песни "Mississippi Queen." Это предтеча для всех последующих хард-роковых синглов, острее и рельефнее которого доселе просто не наблюдалось. Вест вспоминает, что эта вещь приобрела свои очертания в ту самую минуту, когда музыканты группы Mountain вступили на порог студии звукозаписи. Он вспоминает: «Корки дал отсчет с помощью каубэлла, ибо ему просто не хотелось орать голосом – раз, два, три! Мы играли довольно громко. Поначалу было круто, т.к. сама песня была тяжелая, а тяжелую музыку в то время просто не передавали в радиоэфире. Нашу вещь заводили только после полуночи до шести утра, и, несмотря на это, песня стала событием».

Вест считает, что откровенный и простой характер этой песни не давал ей выпрыгнуть из списка популярности Top 100 хардроковых риффов в течение довольного продолжительного периода. «Эта вещь очень пришлась ко двору. Она звучит только две минуты и двадцать шесть секунд или типа того. Она всем страшно понравилась, поэтому я думаю, что главная суть рокмузыки заключается… в песнях».

Альбом Climbing! представляет собой именно настоящий рог изобилия в смысле классных песен. Так, вещь "Mississippi Queen" сменяется на альбоме нетленкой Джэка Брюса «Тема из умозрительного вестерна» ("Theme From An Imaginary Western"). Это грустная и мелодичная вещь, свидетельствующая об утонченном таланте Паппаларди по части продюсирования и аранжировки. Она появилась на сольном альбоме Брюса в 1969г., который назывался Songs For A Tailor. По словам Веста, изначально эта вещь предназначалась для группы «Крим». «Джэк сообщил нам, что Эрик (Клэптон) не захотел ее сделать. Для них эта вещь была сложновата, они больше тяготели к блюзу. Короче, Феликс сказал нам, что эта вещь у него – на сольном альбоме Джэка (Феликс продюсировал этот альбом). Я подумал тогда, что эта вещь довольно необычная. Проблема была в том, что на тот момент я знал только «три аккорда»… Эта песня изменила всю мою жизнь – я стал играть именно такую музыку».

Другой классной роковой вещью на альбоме является "Never In My Life," которая, как вспоминает Вест, была самой первой песней, которую написали все участники группы сообща. «Я предложил гармонию и рифф, плюс у меня было еще и название для этой вещи. Мы стали ее играть, и получилась великолепная аранжировка для нее. Тут я подумал – полагаю, мы вполне можем работать вместе. Это по-настоящему простенькая вещь».
В процессе сведения, проводимом Паппаларди, не всегда все шло гладко. В один из вечеров, когда Вест и я общались, выяснилось, что это 20-летний юбилей трагической и странной гибели басиста группы Mountain. Вест выражает очень теплые, хотя и не всегда однозначные, эмоции по поводу человека, который в каком-то смысле открыл его, Веста. «Феликс заставлял нас работать довольно в напряженном графике. Поначалу все было прекрасно, но постепенно, с течением времени, он стал человеком, которого Корки охарактеризовал как «тирана». Он выступал в роли менеджера, продюсера, участвовал в написании вещей, он был владельцем этой проклятой звукозаписывающей фирмы. Короче, его стало очень много…»

Еще более ситуация вокруг группы усугублялась тем, что Паппаларди был автором большинства самых популярных и очень личностных песен, которые создавались им в соавторстве с его женой Гэйл Коллинз. Такие вещи, как "The Laird" и "Boys In The Band" из альбома Climbing! являются яркими примерами помпезных тем, мелодий и аранжировок, которые выдавала эта чета, когда объединяла свои усилия. Но, как вспоминает Вест, это сотрудничество было изрядно омрачено существованием каких-то внутренних проблем. «В какой-то момент ситуация стала выходить из под контроля, это уже выглядело забавно. Ко всему еще и наркотики вступили в эту игру страстей… В общем, было весело!».

Напряжение между Паппаларди и его женой привело к ряду опустошающих последствий для группы Mountain. «Иногда же мне просто его не хватает по жизни, - сухо восклицает Вест. – А иногда задумываюсь над тем, насколько он был несчастлив в то время, и, возможно, на том свете ему даровано облегчение и избавление. Он просто не жил, а страдал. Ему эта жизнь не приносила радости. У него случилась ситуация классического любовного треугольника, в котором кроме его жены была еще одна девушка… Короче, кончилось тем, что его пристрелили…»

Своей инструментально-акустической вещью "To My Friend," Вест выражает и воздает дань абсолютного уважения своему бывшему басисту и продюсеру. «Это о нашей с ним дружбе. Он подарил мне гитару, и именно ее я использовал для записи этой вещи… Она как бы сама собой получилась».

Если попытаться подумать более широко о группе Mountain, следует просто вспомнить их участие в программе фестиваля в Вудстоке, а также вспомнить песню, которая возникла по этому поводу. У Веста по этому поводу только самые радужные воспоминания: «Мы приехали в субботу вечером, который выдался самым благодатным в тот уик-энд. Мы вышли на сцену как раз в том момент, когда стемнело. Было на самом деле очень волнительно.

Вещь "For Yasgur''s Farm" была конкретно навеяна событиями вокруг этого фестиваля, она дважды возникает на недавно ремастированном КДР-версии альбома Climbing! – в виде студийного трэка и в виде концертного варинта, записанного Вестом. «Она изначально не называлась ''Yasgur''s Farm,'' – объясняет гитарист. – Она называлась ''Кто я такой, как ни ты и Солнце?'', т.е. по первой строчке этой песни. Дело в том, что до нас у Корки была своя группа, и эта песня была из их репертуара. Феликс изменил название, и она пошла».

На волне фантастического успеха альбома Climbing! неизбежное в таких случаях написание последующего альбома явилось для группы Mountain слишком трудно выполнимой задачей. Во-первых, сам Вест в какой-то мере выпал из процесса работы над этим альбомом: «Они сказали – ты должен начать писать песни к следующему альбому». На это я ответил вопросом, - что они, как я понял, не хотят использовать старые песни?» Получилось так, что годы были потрачены на создание песен, которые уже были готовы, и тут вдруг надо все делать по новой, успеть сделать новый альбом за шесть месяцев. Так возникла песня Nantucket Sleighride, и мы надеялись, что она окажется чем-то, как нам тогда казалось, особенным.

Песня Nantucket Sleighride, наделенная такой же огненной силой и несущая на себе следы ни на что не похожих стилистических подходов Паппаларди и Коллинз (которая, кроме прочего, занималась оформлением обложки и вкладыша, используя для этого свой собственный дизайн и снимки), является таким образом ярким примером того потенциала, который был изначально заложен и ждал своего часа в недрах группы Mountain. Сразу после залихватской "Don''t Look Around" интонация альбома приобретает сюрреалистический характер, – прежде всего, следует минутный инструментал "Taunta " (Мелодия для Сэмми), а сразу после этого – очень жесткий заглавный номер данного альбома – песня, которую Вест поначалу мало воспринимал всерьез.

«Вещь была очень сложной, сам же я не был до такой степени сильным гитаристом», - говорит Вест. Лишь годами позже Вест вдруг обнаруживает, что эта песня необычайно популярна в Европе, и тогда он изменил свое к ней отношение. «Эта песня стала музыкальным символом британской телепередачи Weekend World, которая просуществовали восемнадцать лет. Когда мы впервые исполнили ее на этом огромном фестивале, где собралось 100тыс. чел. (в Нэбворте), люди очень воодушевились, ибо до того никто не знал, чья это вещь на самом деле, - Вест смеется и тут же добавляет: - сын Ринго (Старра) Зак Старки несколько лет тому назад признался мне, что его отец специально смотрел это шоу по ТВ только для того, чтобы услышать снова эту песню.


Если песня "The Animal Trainer And The Toad" воспринимается как нечто случайно оказавшееся рядом с такой песней, как "My Lady," то это потому, что такая группа как Mountain была способна замутить простодушный эротизм посредством глубоких, более задумчивых мелодий, а потом вдруг могла выйти из всего этого с улыбкой на лице. Конечно, имея на переизданном альбоме песню Паппаларди/Коллинз "Travellin'' In The Dark," еще одну «двойняшку» (т.е. она представлена и в студийном, и в концертном варианте), можно вообразить себе, что вам досталось всё самое лучшее с точки зрения двух этих измерений в музыке – и глубокомыслие, и легкая ирония. Единственно жаль, что именно с этого момента для группы Mountain начинает свой отсчет закат ее истории.

Сборник The Best Of Mountain был издан через каких-нибудь четыре года после их выступления на Вудстокском фестивале, поэтому этот сборник изобиловал песнями из двух первых альбомов группы. «На самом деле, скажу вам, это была проблема, - говорит Вест. – У нас было слишком много альбомов, на которых были представлены одни и те же песни. Это обстоятельство нравственно подкашивало нашу группу. Не возникало нового материала. Это сильно разочаровывало. Мы были вместе всего четыре года, и у нас уже было несколько альбомов, но творческий процесс как-то вдруг пресекся.»

Это, конечно, не свидетельствует о том, что The Best Of Mountain не имеет реальной ценности как таковой. Яркая живая версия страндарта "Roll Over Beethoven" – это прекрасный образец неистовости по части блюзовых и фуззовых завываний гитары в руках Лесли Веста. Сам он очень скромно оценивает свое значение: «Все это я делал, опираясь на ощущения где-то в самой высшей точке моего сознания…в особенности того, что касалось соло, которые просто выливались из меня наружу».

Коллекция песен на этом сборнике увенчана несколькими бонусами, среди них "Long Red" и "Dreams Of Milk & Honey" из сольного альбома Веста 1969года, который назывался просто Mountain. Учитывая такие добавки к сборнику нет ничего удивительного в том, что и сам Вест остался весьма доволен этим переизданием старого материала. «Издатели проделали потрясающую работу по ремастерингу этих песен. Они позволили нас услышать эти песни в том виде, в каком они существовали еще до того, как были изданы на виниле. Издатели смогли как бы заглянуть внутрь того пространства, из которого они, эти вещи, вошли в этот мир. В этом смысле я по-настоящему счастлив.»

West and Laing are also putting out a book called, oddly enough, an amusing collection of stories documenting their adventures of the road. Needless to say, 2003 finds the trimmer and healthier West busier than ever. "I love it," he says.
Тремя десятилетиями позже Вест и Лэнг снова в дороге – они объединились как Mountain. Дуэт, дополненный басистом Ричи Скарлетом, недавно издал CD-альбом с названием «Мистический огонь». Кроме того был записан концертный DVD, который называется Sea Of Fire. Вест и Лэнг также работают над книгой, которая называется достаточно неожиданно - Nantucket Sleighride, и представляет собой набор веселых историй, документирующих приключения музыкантов в гастрольных турах. Излишне говорить, что 2003ий год застал аккуратно-подтянутого и физически блистательного Веста по уши в делах как никогда. «Мне это нравится», - говорит он.

Статья специального корреспондента журнала «Роллинг Стоун» Шона Перри, перевод Валлериуса Саркисяна-Виноградова.

Напишите мне



Сайт создан в системе uCoz